Дом Мятлевых
Выстроенный в стиле классицизма особняк, старейшее здание на Исаакиевской площади, интересен как памятник культурной жизни Петербурга. У первого его хозяина, Льва Нарышкина, в конце XVIII века гостили Дени Дидро и Жерменаде Сталь. Вначале XIX века дом выкуплен государственным деятелем и поэтом Иваном Мятлевым, на вечера к которому заглядывали Пушкин, Жуковский, Лермонтов. В 1920-х в здании располагалось научно-историческое общество “Старый Петербург”, проделавшее огромную работу по сохранению и описанию городских памятников культуры, а также ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры), с которым были связаны Малевич, Татлин, Филонов и другие творцы русского авангарда.
Меншиковский дворец
В сооружении и украшении дворца Александра Меншикова, фаворита ПетраI, участвовали практически все приезжие звезды: Фонтана, Трезини, Маттарнови, Растрелли, Леблон. Сохранились апартаменты второго этажа, отделанные голландским кафелем или персидским орехом; когда дворец стал музеем, сюда частично вернулась подлинная обстановка – предметы, конфискованные у светлейшего князя в1727году, после смерти императрицы Екатерины I. Эрмитажные шпалеры, скульптура, мебель, живопись дополняют роскошный – по меркам начала XVIII века – интерьер.
Особняк Сергея Витте
Государственный деятель Сергей Юльевич Витте занял особняк, построенный в формах поздней классицистической эклектики, после увольнения с поста председателя Совета министров в1906году – вскоре после того, как заключил весьма удачный Портсмутский мир в проигранной Русско-японской войне и был за это удостоен титула графа. Здесь он писал свои воспоминания и здесь же скончался в1915 году.
Особняк Кочубея
Особняк генерал-адъютанта князя Кочубея – зрелый модерн с примесью ретроспективизма. Это здание довольно сдержанного вида, без сказочной затейливости каменноостровских построек архитектора Мельцера. Следует обратить внимание на изящный декор: литые ограждения и фаянсовые панно на фасаде. В здании долгое время размещалась поликлиника, однако интерьер отчасти сохранился.
Особняк Кшесинской (Музей политической истории)
Особняк на Петроградской стороне, которая вошла в моду вначале XX века, построен в стиле модерн для балерины императорского театра Матильды Федоровны Кшесинской. Самые характерные и подкупающие признаки этого архитектурного направления – свободную планировку, живописную ассиметричную композицию, стилистическое единство внешнего облика и внутренней отделки – продемонстрировал выдающийся зодчий А.И. фон Гоген в этом произведении. Особняк поражал одновременно утонченной роскошью и сдержанным уютом, смелостью сочетания новых отделочных материалов с традиционными, представительным положением на Кронверкском проспекте и в то же время отсутствием главного входа с улицы. Кроме артистического таланта, Кшесинская прославилась умением находить общий язык с разными мужчинами из семейства Романовых: была любовницей цесаревича Николая (будущего Николая II) и великого князя Сергея Михайловича, а впоследствии вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича. В марте 1917 года балерина эмигрировала, а уже в апреле с балкона ее особняка выступал перед демонстрантами вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. Особняк стал штаб-квартирой и агитационным центром большевиков. В1957-м здесь открыт Музей революции (сейчас – Музей политической истории). Сохранились замечательные интерьеры зимнего сада, Ротонды, Большого зала.
Особняк Мельцера. «Дом – сказка»
Замечательный особняк в духе деревянной скандинавской архитектуры построил для себя на Каменном острове архитектор Роман Мельцер в 1904 г. Деревянный сруб, украшенный острыми двускатными объемами, нависающими друг над другом, крыльцо, перекрытое тоже двускатной крышей с резным языческим солнышком в центре, угловая «светелка», глядящая в темные воды пруда, – все это создает неповторимое ощущение волшебной сказки. Едва дом освободился от лесов, как его окрестили «Домом-сказкой». В напоминающем пряничный домик здании сейчас располагается Датское консульство.
Особняк Фолленвейдера. «Теремок». «Сахарная голова»
Постройка относится 1904 году и представляет собой живописную романтическую композицию с высокой четырехгранной башней, увенчанной черепичной крышей. Сказочная башня с узкими средневековыми окнами дала повод присвоить особняку собственное имя. Наряду с «Теремком» дом Фолленвейдера называли еще и «Сахарной головой», что объяснялось первоначальным ослепительно белым цветом оштукатуренных стен. Сейчас в потемневшем и посуровевшем от времени доме располагается одно из иностранных консульств.
Строгановский дворец
Этот шедевр барокко создан придворным архитектором Растрелли для елизаветинского обер-камергера Сергея Строганова. На фасаде этого дворца на медальонах, помещен автопортрет Б.Ф.Растрелли. Строганов и его сын Александр, президент Академии художеств, владели одним из лучших частных художественных собраний в России (после революции оно досталось Русскому музею и Эрмитажу). Сам дворец в 1988 году стал филиалом Русского музея, здесь часто проходят выставки.
Шереметевский дворец
Участок земли на берегу Фонтанки Петр I подарил победителю шведов фельдмаршалу Борису Шереметеву – для сооружения “родового гнезда”. Семья Шереметевых владела этой землей 150лет, первым хозяином дворца стал генерал-аншеф Петр Борисович. Выстроенный в стиле елизаветинского барокко дворец неоднократно менял свой облик, а в 1860-х годах Николай Бенуа пристроил к нему одноэтажный флигельс воротами, украшенными гербом Шереметевых. Первоначальное убранство сохранилось в некоторых парадных залах “Фонтанного дома”. После революции в здании размещались разные культурные учреждения, сейчас особый интерес представляет Музей музыки. Со стороны Литейного проспекта – вход в Музей Анны Ахматовой, жившей в садовом флигеле дворца в квартире своего мужа Николая Пунина.
Шуваловский дворец (Музей гигиены)
Дворец построен для графа Ивана Шувалова – фаворита Елизаветы Петровны, покровителя науки основателя Академии художеств. Изоригинальных интерьеров сохранилась только отделка вестибюля. Ссоветских времен и по сию пору во дворце располагается Музей гигиены.
Юсуповский дворец
Небольшой каменный дом, принадлежавший графу Петру Шувалову, был переделан Валленом-Деламотом в стиле раннего классицизма. С1830-х дворцом владела семья князей Юсуповых – один из богатейших родов России. Юсуповы неоднократно меняли отделку парадных залов и личных покоев согласно требованиям моды; сейчас убранство парадной анфилады на втором этаже, уникального домашнего театра и жилых помещений соответствует второй половине XIX века. Богатейшая художественная коллекция Юсуповых после революции была разделена между Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина. Большую ее часть, впрочем, продали заграницу. Само здание превратилось в ДК работников просвещения. Сейчас дворец функционирует как музей, в камерном театре дают оперные спектакли и концерты классической музыки. Отдельная экспозиция посвящена убийству Григория Распутина. В ночь на17декабря 1916года Феликс Юсупов пригласил Распутина в свои покои и при участии заговорщиков – великого князя Дмитрия Павловича, депутата Думы Пуришкевича, доктора Лазаверта и офицера Сухотина – лишил друга правящей четы жизни, после чего тело было сброшено в Малую Невку. Вэкспозиции – восковые фигуры участников зловещей вечеринки, документы и свидетельства, связанные с преступлением.