В 1970 году Нерехта была включена в список городов Малого Золотого кольца России и сейчас является одним из самых привлекательных городов не только Костромской области, но и всего центра России.
Мало в каком уездном городке можно увидеть столько прекрасных памятников церковной и гражданской архитектуры. Живописные зеленые улицы, белокаменное узорочье храмов и монастырей, неспешное журчание извилистой речки Солоницы погружают в атмосферу провинциального русского дворянства. На протяжении веков особенностью Нерехты было то, что здесь никогда не было крепости, то есть собственно города. Это был торгово-ремесленный посад, где главным населением были мещане и купцы, а основным занятием — торговля. Недаром гости города называют Нерехту «музеем под открытым небом», а Патриарх Московский и всея Руси Алексий II после посещения Нерехты назвал ее «благословенным городом».
Достопримечательности Нерехты.
Собор Казанской иконы Божией Матери.
Указ о построении каменного Собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года — за 2 недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Он пожелал посвятить его Казанской иконе, т.е. Казанский Собор можно рассматривать как первый памятник в честь победы русского оружия под Полтавой.
В соборный комплекс также входит 60-метровая колокольня, построенная в 1837-48 годах и хорошо сохранившаяся до наших дней. Расположенный в низине город терялся среди окружавшего его возвышенного ландшафта. Видимая с различных отдаленных точек колокольня отметила древнюю часть Нерехты, а также ее административно-торговый центр XVII — XIX веков.
Церковь Богоявления Господня (Никольская). XVIII в.
В архивных документах, относящихся к XVII веку, деревянная Никольская церковь упоминается уже в 1653 году. Указом Петра I в июле 1710 года было разрешено нерехтским купцам построить каменную церковь. Строительство каменной церкви продлилось пятнадцать лет и в 1717 году был освящен Никольский предел, а сам храм — в 1725 году. В холодной церкви два престола — во имя Богоявления и во имя апостолов Петра и Павла, в теплой церкви также два престола — во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Всех Святых. В 1767 году храм был расписан известной артелью ярославских художников братьев Шустовых. Колокольня была шатровая и построена по образцу Троице — Сыпановского монастыря. В первой половине XIX века с целью расширения была пристроена трапезная, а в конце века с запада к ней пристроена ризница и библиотека. В 30-е годы храм был обезглавлен, сломаны апсиды, колокольня, ограда, а в 80-е годы XX века была восстановлена по проекту архитектора А.П.Чернова.
Росписи церкви отличаются реалистичностью и большой живописностью. В 1987 году в церкви были установлены 3 иконостаса 1776 года, перевезенные сюда в целях сохранения из села Верховье Солигаличского района.
Церковь Спаса Преображения (Ильинская) Конец XVIII в.
Построена в 1787-91 годах Степаном Андреевичем Воротиловым в стиле позднего барокко, обнесена каменной оградой. Престолов 3: в летней верхней части — в честь Преображения Господня, в зимней нижней — Успения Пресвятой Богородицы и Илии Пророка. Иконостас был утрачен в 30-е годы XX века, помещение церкви городские власти использовали под различные нужды. В 1987 году началось восстановление храма: установлен крест, ограда, фасады, расчищены и реставрированы росписи алтаря. По просьбе верующих храм передали Русской Православной Церкви. На средства нерехтчан был приобретен пятнадцатипудовый колокол.
Церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Конец XVII в.
Первым каменным храмом в городе стала именно Владимирская церковь Богородицкого Сретенского монастыря, основанного в 1634 году в память принесенной из г. Ярославля Владимирской иконы Божьей Матери. Вклад на построение каменной церкви сделал царь Федор Алексеевич, прибывший с братьями Иваном и шестилетним Петром в 1678 году поклониться чудотворным иконам. На окончание строительства «царского памятника» в 1685 году денег дал Петр I. В 1700 году пристраивается шатровая колокольня, в 1718 году — игуменские кельи и ограда. Внешне она близка ярославским храмам ХVII века: огромный четверик с мощным пятиглавием, нарядное крыльцо с висячими гирьками, изразцы, роспись на нем и в закомарах.
В 30-е годы 20 века, во времена борьбы с «опиумом для народа» церкви был нанесен в невосполнимый урон. Восстановление храма началось в 1995 году. В настоящее время проведены общестроительные работы, восстановлено пятиглавие, ограда, привезен иконостас. Цикл росписей свода посвящен сценам Страстей, Распятия, Погребения, Воскресения Иисуса Христа и Его явлению ученикам. В стенописях ясно проявилась связь между искусством ХVII и ХVIII веков. Церковь передана верующим.
Церковь воздвижения Креста Господня. Конец XVIII в.
В 1788 году на кладбище была заложена каменная церковь Воздвиженская. В храме было устроено два престола: в главной летней в честь Животворящего Креста Господня, в приделе зимнем — во имя великомученика Димитрия Солунского. Особенность церкви — световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север — юг. Стройность архитектурного замысла церкви нарушил придел в честь святого Дмитрия Солунского во имя ангела и небесного покровителя местного купца Дмитрия Симонова, пожертвовавшего деньги. Он примкнул с юга и с запада, а колокольня оказалась в центре церкви, вход на нее был утрачен. С момента своего открытия храм не закрывался.
Церковь Воскресения Христова (Варваринская).
Эта церковь была построена в 1770-87 годах костромским зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым. Двухэтажная церковь в стиле барокко, одна из самых богато украшенных в городе. На первом этаже располагался тёплый храм в честь великомученицы Варвары, на втором — летний, не отапливаемый с главным престолом, посвященным Воскресению Христа. Второй этаж двусветный (освещается двумя рядами окон), а первоначально под куполом располагались также овальные ложные окна-люкарны, создававшие эффект парения сводов в лучах света. В годы лихолетья храм лишился центрального купола, колокольни, ограды и внутреннего убранства.
Ныне церковь полностью восстановлена включая настенные росписи XVIII — XIX веков и иконостас верхнего храма, перевезенный из разрушающейся церкви в селе Красное — Сумароково под Нерехтой.
Церковь Богоявления и церковь Воскресенская после 15 — летней реставрации представляют в России уникальный памятник, «школу настенной фресковой живописи ярославских и костромских изографов 18-19 вв. — «древний Суздаль» на земле Костромской.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь построена примерно в 1713 — 1716 гг на месте ветхой деревянной «по челобитью церковного старосты Стефана Лапшина» царю Петру Алексеевичу.
Колокольня строилась в 1772 году по проекту талантливого местного архитектора Степана Воротилова. Ее колокольня трехъярусная. В церкви первые 2 яруса квадратные в плане со скошенными углами, третий ярус в плане крестовый. Решетки парапетов этого яруса — полукруглой формы, с выносом наружу от плоскости стен. Выполненная в традициях барокко колокольня была украшена пилястрами, сложными профилированными карнизами. Престолов 3: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя вмч. Георгия, во имя святителей Александра, Афанасия и Кирилла. В 1930-е годы церковь подверглась сильному разрушению. В настоящее время ведутся восстановительные работы.
Троице-Сыпанов Пахомиево — Нерехтский женский монастырь.
Основателем обители был преподобный Пахомий Нерехтский, сын священника из города Владимира, ученик преподобного Сергия Радонежского в XIVстолетии. Расположен он в одном километре от города на юго-запад, в селе Троица.
В 1676-89 годах на территории монастыря построены каменные кельи, шатровая колокольня, несколько церквей, палаты и ограда. Преподобный Пахомий на протяжении более шестисот лет почитается православной церковью и это поклонение не прекращалось даже в лютые годы гонений, когда был закрыт и осквернен храм. В настоящее время храм восстановлен и благоукрашен, и он передан женскому монастырю, в монастыре построены новый сестринский корпус и богадельня.
Усадьба Симонова и Гудкова, 1-я четв. XIX
Один из лучших в Нерехте усадебных комплексов в стиле классицизма, редкий для провинции пример городского владения на 2 хозяев. Играет исключительно важную роль в планировочной структуре города, фиксируя угол квартала напротив церкви Богоявления и моста через реку.
Дом Дьяконовых, посл. четв. XIX в.
Один из лучших деревянных домов Нерехты периода эклектики, выделяющийся в уличной застройке своеобразной объемной композицией и оригинальными деталями фасадного убранства. Дом построен в 1880-1890 г.г. как летняя дача купцов Дьяконовых в Якушовке, позже перевезен в Нерехту. Дьяконовым владение принадлежало до 1918 года.
Здание частной аптеки, 1900-е гг.
Небольшое кирпичное и отштукатуренное здание, закрепляющее угол квартала, построено в нач. 1900 г. и использовалось под частную аптеку.
Богадельня и детский приют 2-я пол. XIX в.
Богодельня для стариков с приютом для девочек сирот была построена на средства купчихи Варвары Порфильевны Дьяконовой, бабушки писательницы Елизаветы Дьяконовой. В полуподвальном этаже располагалась кухня и хозяйственные помещения, на первом этаже в небольших отдельных комнатках жили старики, а второй был отдан приюту. За домом располагался большой сад.
Городская усадьба, 1-я четв. XIX в.
Одно из самых монументальных зданий в застройке улицы. Известно, что усадьба, от которой уцелели лишь существующий жилой дом и ворота, принадлежала купцу Борису Ивановичу Дьяконову. В доме родилась писательница Елизавета Дьяконова, автор книги «Дневник русской женщины».
Ансамбль фабричной больницы нач. XX в.
Яркий пример лечебного комплекса в редком для город Нерехты стиле модерн. Архитектура здания отличается выразительностью объемной композиции и своеобразием фасадного декора, построенного на сочетании разных по фактуре материалов. Больница при льнопрядильной фабрике Брюханова построена в 1905-1907 году.
Мужская гимназия, 1910-е гг.
Крупное учебное здание с фасадным убранством в упрощенных формах классицизированного модерна. Гимназия была открыта в 1911 году. В здании было 16 помещений, в том числе пять классных комнат, просторный вестибюль, рекреационный зал, кабинет директора, где размещались физический кабинет и фундаментальная библиотека. В данный момент в здании находится школа № 1.
Ансамбль, XIX-XX вв.
Один из выразительных общественных комплексов центра Нерехты, имеющих важное градостроительное значение. Входящие в него постройки в формах модерна и поздней эклектики характеризуют застройку города нач. 20 века. В 1845 году на этом месте было возведено каменное здание уездного училища, открытого в Нерехте в 1791 году и до этого занимавшего съемные помещения. В течение 30 лет в училище преподавал знаменитый историк и этнограф М.Я. Диев.
Дом Хворинова, кон. XVIII в.
Один из лучших памятников жилой архитектуры Нерехты, принадлежит к наиболее ранним гражданским постройкам города. Дом, закрепляющий угол одного из центральных кварталов Нерехты, западным фасадом выходит на ул. Ленина, восточным на ул. Красноармейскую, а скругленным углом обращен к пл. Свободы. В 1798 году в нем останавливался император Павел I на пути из Казани в Ярославль.
Ансамбль центра города. XVIII — XIX вв.
Объект включает в себя место возникновения и первоначального развития поселения в XIII в. и территорию центральной площади вместе с сохранившейся исторической застройкой в т.ч. в начале выходящих на площадь улиц, как центральное ядро регулярной планировочной структуры города XVIII в.
Музеи Нерехты:
Нерехтский краеведческий музей – это четыре экспозиционные площади – здание бывшей частной аптеки начала 20в., («Варварино подворье»), два храма, переданных музею, — Богоявленский и Воскресенский 18 – 19 вв., а так же колокольня Казанского собора. Основное направление работы музея – это развитие бренда «Нерехта – город-музей под открытым небом».
Экспозиции музея
«Нерехта. Одна из многих»
Посвящена Елизавете Дьяконовой — необыкновенной женщине, бунтарке, которая в начале 20 века, когда в России не было еще и речи о правах женщины, захотела стать юристом, и уехала в Париж получать образование. Вы услышите рассказы Л. Дьяконовой «Выстрел», «Благотворительность», «Сватовство», «Под душистою веткой сирени», получивший серебряную медаль на конкурсе парижских студентов. Познакомитесь с её семье на примере трёх поколений рода Дьяконовых, а экскурсовод поведает вам историю её жизни и смерти, опираясь на записи дневника Л. Дьяконовой, а так же о её быте в родной Нерехте и в Париже, о её привязанностях и увлечениях.
Здание церкви Варвары:
«Русь православная. Обряды, праздники»
Интерьер храма полностью восстановлен и представляет собой интересную экспозицию храмовой архитектуры. Из рассказа экскурсовода вы узнаете историю становления, разрушения и реставрации церкви Варвары, стенопись храма поведает вам историю воскрешения Иисуса Христа, а материалы выставки протоиерея М.Я. Диева, раскроют для вас Русь православную, через обычаи, обряды и праздники жителей Нерехтского края 17 – 19 вв.
«Отдел природы»
Здесь вы познакомитесь с животным миром Нерехтского края. Экскурсовод расскажет вам о птицах и других обитателях Нерехтского леса, вы познакомитесь с рекой Солоницей и её прибрежным миром, а так же узнаете о разнообразии мира насекомых, а так же о животных Нерехтского края, занесенных в Красную книгу.
Здание Никольской церкви:
«Нерехта глазами художников»
Основная идея экспозиции заключается в освещение традиций художественной культуры России 17-18 вв. в памятниках архитектуры Нерехты. Здесь вы познакомитесь с историей Нерехтской земли 17 – 18 вв., рассмотрите великолепные храмы и церкви Нерехты и её окрестностей. А экскурсовод поведает вам об известной и используемой в Нерехтском крае монументальной, станковой живописи и декоративно – прикладном искусстве Нерехтских храмов.
Лавровская фабрика художественной росписи.
Находится в п. Лаврово, недалеко от Нерехты. Фабрика изготавливает сувениры и подарки из натурального дерева с ручной росписью.
К ним можно приехать, семьей, классом, коллективом, организовать детский день рождения или свадьбу. В арсенале фабрики большое количество программ, среди которых Вы найдете ту, которая подходит именно Вам.
Работники фабрики, профессионалы своего дела, встретят и будут сопровождать Вас на протяжении всего посещения: познакомят с историей создания деревянной игрушки, проведут мастер-класс художественной росписи по дереву и научат традиционным народным забавам.
Круглый год на фабрике происходит много интересных событий и когда бы вы ни приехали, всегда найдется что-то новое и увлекательное. Программа «Классическая»; сезонные программы, посвященные разным тематикам; моно программы; приглашенные партнеры – развлечения на любой вкус!
Все программы фабрики строятся на основе трех блоков: экскурсия, мастер-класс и игровая часть. Содержание и продолжительность программы зависит от темы. Нам очень важно, чтобы каждый наш гость получил максимум от посещения фабрики, поэтому мы разработали наиболее подходящую схему для групповых мастер-классов – один художник на каждые десять человек. Таким образом, мастер всегда сможет помочь Вам советом или показать технику исполнения определенных элементов.