Дошедший до нас вариант Зимнего дворца был заказан Елизаветой Петровной ее любимому архитектору Растрелли. Заказчица не дожила до конца строительства, полноправной хозяйкой дворца после краткого правления Петра III стала Екатерина II. Грандиозное здание, в котором более 1000 помещений, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара 1837года Посольская (Иорданская) лестница, – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные классицистами Джакомо Кваренги и Иваном Старовым в1780-90-х(после пожара их перестраивал Василий Стасов). Зимний – один из дворцов музейного комплекса Эрмитаж, в который также входят Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
Первая резиденция Петра Великого, старейшая из сохранившихся до наших дней петербургских построек. Домик сооружен затри дня (24—26мая 1703 года) из сосновых бревен, окрашенных под кирпич. Обстановка спартанская: две светлицы – кабинет и столовая – разделены сенями и спальней. Сохранилась печь с голландскими изразцами. Петр сам приказал построить защитную галерею над своим “первоначальным дворцом”, а в николаевское время домик поместили в кирпичный футляр. В1875году перед зданием установлен бронзовый бюст Петра I работы Пармена Забелло.
В 1780-х годах дворец для екатерининского придворного Ивана Елагина создал Джакомо Кваренги, однако в первой четверти XIX века Карл Росси, приглашенный вдовой Павла I Марией Федоровной, переделал здание под ее летнюю резиденцию. Выходящий в парк фасад декорирован портиком с колоннами коринфского ордера и пандусом с чугунными львами. В комплекс дворцовых построек входят также Кухонный и Конюшенный корпуса, павильон с гранитной пристанью, Музыкальный павильон и Гауптвахта. Во дворце сохранились интерьеры, особенно хороши Овальный зал, Малиновая и Голубая гостиные. Сейчас здесь находится музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII– начала XX веков.
Романтическая цитадель “русского Гамлета” Павла I. Не желая жить в Зимнем дворце, любимой резиденции своей почившей матери Екатерины II, Павел распорядился построить новое здание на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны. Павел торопил со строительством замка. Остро ощущая недостаток в строительных материалах и рабочих, император прервал работы по возведению многих культовых и светских зданий в столице. «В cамом конце XVIII века в Петербурге появилась юродивая. Она предрекла скорую кончину императору Павлу Петровичу, добавляя при этом, что жить ему осталось столько лет, сколько букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок». С суеверным страхом и тайной надеждой ждали наступления 1801 года… ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ. Это изречение было предназначено для украшения фасада Исаакиевского собора. Но вместе с облицовочными мраморными плитами и другими строительными материалами каменная надпись была взята у строившегося храма, что, возможно и стало поводом для суеверных предположений. Сама надпись в последствии исчезает, памятью осталась только петербургская легенда да темные точки на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами замка – давние меты крепления мифических знаков. Первоначально окруженный со всех сторон рвами, замок носит имя архангела Михаила, небесного покровителя Павла, и окрашен в цвет перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (нечто среднее между цветом кирпича и свежей лососины). После убийства Павла (12марта 1801года) здание пустовало. Только в1819году по приказу его сына Николая I здесь разместили Главное инженерное училище, и замок стал именоваться Инженерным. Знаменитые выпускники этого учебного заведения – Федор Достоевский и герой обороны Севастополя Эдуард Тотлебен. «Вскоре после того, как пустовавший Михайловский замок был передан Инженерному училищу, по ночам, ровно в 12 часов, в окнах его стала появляться тень убитого императора с горящей свечой в руках». Сейчас в замке филиал Русского музея и туристам предлагают экскурсии в ночное время суток, чтобы те «смогли встретиться с тенью императора».
Построен в 1770-х гг. для наследника престола, будущего Павла I. В его царствование здесь жил польский король С. Понятовский, затем дворец был отдан мальтийским рыцарям. Любимая резиденция Александра I. Здесь он в 1812, уступая общественному мнению, вверил М. Кутузову судьбу России. Затем дворцом владели его младший брат великий князь Михаил Павлович и его потомки.
Во дворце сохранились два парадных зала а вловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные середины XIX в.
Большой интерес представляют парк, служебные постройки и уникальная православная готическая дворцовая церковь Рождества св. Иоанна Предтечи 1776—78, построенная в память Чесменской победы, служившая церковью рыцарям Мальтийского ордена св. Иоанна. Позднее А. Пушкин, живший последние годы жизни летом на даче на Каменном о-ве, крестил в этой церкви своих детей.
«Для возбуждения у петербургского обывателя охоты строиться на Адмиралтейской стороне Петр решает подарить своей жене Екатерине дворец и велит строить его на левом берегу Невы на территории Летнего сада».Дворец строился с 1710 по 1714 год на берегу Фонтанки, на месте стоявшего здесь с 1703 года деревянного летнего домика Петра. Двухэтажное каменное здание дворца, с высокой, на «голландский манир», крышей проектировал Доменико Трезини при последующем участии А. Шлютера. Именно он исполнил барельефы над оконными проемами первого этажа, прославляющие победы русского флота. Летний Дворец Петра I являет собой образец типичного дома “для именитого горожанина” начала XVIII века. На каждом из двух этажей – анфилада из семи “светлиц”. Дворец работает как музей, сохранились личные вещи Петра, его знаменитые токарные станки, из убранства – резные дубовые панели, изразцовые печи. В настоящее время дворец находится на реставрации.