Военно-морской музей
Центральный зал Биржи, огромный сарай в стиле строгого классицизма, плотно забит историей русского флота от ботика Петра I до ХХ века: заставлен моделями и фрагментами знаменитых судов (пушки, такелаж), завешан знаменами и картинами русских маринистов, Айвазовского и Боголюбова, изображающими знаменитые события прошлого. Ванфиладах из залов поменьше, окружающих главный, – тоже, но про эпоху после 1917года, от “Авроры” до последних ракетоносцев.
Домик Петра I
Дом из сосновых бревен (две комнаты и небольшая спальня) был срублен голландскими плотниками затри дня в мае 1703года. Печи нет: дом рассчитан только на теплую пору года. У южной стены небольшая лодка, по преданию, сделанная царем собственноручно. Деревянный навес над «первоначальным дворцом», первой петербургской достопримечательностью, возвели еще при Петре, перестраивали при Елизавете и Екатерине, ав1844году домик поместили в нынешний кирпичный футляр.
Комендантский дом
Экспозиция в Комендантском доме Петропавловской крепости – часть разветвленной структуры Музея истории города Петербург с 1830-х по1918год – архитектура, горожане, быт, – представлен здесь разнообразно и с выдумкой, в двух и трех измерениях, в макетах и реконструкциях: типичный доходный дом в разрезе, воздвижение Александровской колонны поэтапно, детальная панорама Знаменской площади, еще не площади Восстания… Предлагается деятельно осваивать экспозицию: выдвигать ящики, открывать шкафчики, читать рецепты, смотреть слайды, поднимать телефонные трубки и слушать анекдоты из газет столетней давности.
Крейсер «Аврора»
Бронепалубный крейсер, герой Цусимского сражения и Октябрьской революции, поставлен на вечную стоянку напротив Нахимовского военно-морского училища. Вход на борт, доступ к знаменитому 6-дюймовому баковому орудию и посещение шести залов с материалами по истории корабля – бесплатно. Плату берут за экскурсии: с экскурсией пускают в трюм, в машинно-котельное отделение, в боевую и ходовую рубки, радиорубку, кают-компанию и салон командира корабля.
Кунсткамера
Этнографическая часть экспозиции (для посетителей открыты разделы «Америка» и «Азия») заметно устарела, хотя индейцы и два кошмарных истукана при входе еще производят впечатление. Обновлены Музей Ломоносова, астрономическая обсерватория на четвертом этаже башни и Большой Готторпский глобус на пятом. Интерес неизменно вызывают самые первые экспонаты Кунсткамеры – заспиртованные в банках уродцы, приобретенные Петром Великим у голландских анатомов.
Музей артиллерии
От изукрашенных лепниной бронзовых пищалей до матово-серых ракет – орудия убийства, как в виде моделей, так и внатуральную величину. Тяжелый блеск вороненых стволов в цейхгаузной упорядоченности: ружья в пирамидах и на полках, снаряды грудами, портреты галереями. Пушки и самоходки, тягачи и прочие крупные машины, заполонившие двор музея, напоминают стадо ископаемой фауны. Детям разрешают трогать экспонаты руками.
Музей истории религии
Музей, переехавший в 1990-е из Казанского собора, все еще не закончил раскладывать свои коллекции в новых залах: не так давно открылись «Католицизм» и «Протестантизм». Из всех конфессий наиболее широко представлено русское православие. Поражает острокитчевая картина «Дни отмщения постигоша нас… покаемся, да не истребит нас Господь», написанная по заказу игумена Арсения, одного из руководителей черносотенного «Союза русского народа».
Музей политической истории России
Сменив после 1991года масть, бывший Музей революции лишь в 2005-м закончил перестройку экспозиции согласно новейшим представлениям об отечественной истории ХХ века. Особое внимание теперь уделяется диссидентам и нонконформистам, неожиданно скупо подана Великая Отечественная война, а главное развлечение посетителя составляют так называемые типологические комплексы: кабинет советского бюрократа, рабочий барак, коммунальная кухня, некая абстрактная котельная эпохи «поколения дворников и сторожей». Из интерьеров особняка балерины Кшесинской, занятого музеем, хорошо сохранился зимний сад, где по вечерам бывают концерты.
Музей А.В.Суворова
Снаружи музей – как крепость, внутри – словно храм. Вместо иконостаса – витраж с Александром Васильевичем Суворовым. Под потолком – названия городов и битв. Макеты сражений, портреты битых и небитых, форма полков, модель церкви в селе Кончанском, трофеи: немецкие, турецкие, польские, французские – отдельными стендами. 4-фунтовая французская пушка, одна из 39-ти, взятых 15августа 1799 года в кровопролитной битве при Нови: у нее не забит ствол, и если приложить ухо, она звучит. Не шуршит, как раковина, а трубит бронзой.
Российский этнографический музей
Архитектор Свиньин, который переделывал Михайловский дворец в музей, построил рядом музей, похожий на дворец, – чтобы не стыдно было показывать в нем лапти и зипуны. Одежда и утварь народов, населявших бывшую Российскую империю, с помощью манекенов представлена аккуратными сценами: семья вокруг очага казахской юрты, гости в доме грузинского князя, русская изба, якутский чум и тому подобное.
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Монумент героическим защитникам Ленинграда был открыт 9 мая 1975 г. к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Авторы мемориального комплекса – лауреаты Ленинской и Государственной премии, народные художники СССР С. Сперанский В. Каменский, М. Аникушин. Уникальной является экспозиция памятного зала. На площади 1200 кв. м представлены документы и вещественные экспонаты, отражающие подвиг защитников города – воинов и мирного населения в годы 900-дневной блокады. В зале демонстрируются два документальных фильма, работает электрифицированная карта «Героическая битва за Ленинград». Зал оформлен двумя мозаичными панно «Блокада» и «Победа»
Музей русской водки
Здесь вы узнаете всю 500-летнюю историю русской водки, с момента её изобретения и до наших дней. В экспозиции музея представлен самый первый дистилляционный аппарат, с помощью которого в XV веке стали получать хмельное вино. Вы узнаете процесс приготовления водки, а также основные составляющие самого знаменитого русского напитка. Коллекция музея включает более 600 экспонатов: различные виды водки, водочные рецепты XVIII века, рекламные плакаты, водочные этикетки и бутылки – от шкалика или косушки, до штофа и четверти. Сотрудники музея поведают интересующимся о личных алкогольных пристрастиях российских императоров, расскажут о появлении современных водочных традиций.