Архитекторы — Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов
Новая мечеть Кул-Шариф — это не просто мечеть, и даже — не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее.
Мечеть расположена в западной части Кремлевского коплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.
Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.
Азимовская мечеть — памятник культовой архитектуры татар конца ХIХ века в стиле эклектики национально-романтического направления. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточно-мусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров. Великолепная ограда дополняет архитектурное решение мечети.
Здание мечети — прямоугольное с закругленными углами с пятигранным выступом михраба на южной стене и пристроенным к вестибюльному объему с северной стороны стройным трехъярусным минаретом. Восьмигранный первый ярус через многоскатное покрытие переходит в двенадцатигранный, утончающийся кверху, столп минарета. Пышный сталактитовый карниз несет круглый балкон вокруг светового фонаря азанчи цилиндрической формы. Белокаменные, тонко профилированные, с богатой резьбой сталактитовые карнизы, кессоны, филенки в форме «сельджукской цепи» составляют великолепное декоративное убранство фасадов мечети. Анфиладно связанные залы освещены 8 парами высоких окон с подковообразным завершением, в которое вставлена мпоголепестковая розетка с разноцветными стеклами.
Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят на просвет в интерьере. Первый зал через широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связан с основным молельным залом. Прекрасно выверенные пропорции основного зала, оптимальная высота и великолепное оформление интерьера создают ощущение торжественности и возвышенности. Четыре стройные колонны поддерживают плоское перекрытие. Глубокая михрабная ниша покрыта сплошным растительно-орнаментальным ковром в технике резьбы по камню. Плоскости потолка оформлены лепными плафонами, выделенными золотисто-белым сочетанием цветов на голубом фоне. Хрустально-позолоченная люстра своим блеском оттеняет голубизну стен.