Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный заповедник «Царицыно»
Царицыно – усадьба на юго-востоке Москвы, архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. В XVII веке усадьба принадлежала боярам Стрешневым, позднее – князьям Кантемирам. В 1775 году Царицыно приобрела Екатерина II, при ней усадьба была почти полностью отстроена по проекту выдающегося архитектора В.И.Баженова. На территории Царицыно расположено много великолепных зданий и построек, среди них: Большой Кавалерийский корпус, Хлебный дом, Малый дворец Екатерины II, Оперный дом, Фигурные ворота, Фигурный мост над дорогой в Коломенское.
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» — один из примечательных музеев Москвы. Он широко известен в России и за рубежом. Свое наименование и нынешнюю структуру музей получил в 1938 году при слиянии Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково». Оба эти музеи были образованы в первые годы Советской власти по ленинским декретам о национализации помещичьих имений и художественных частных коллекций.
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково – самый ранний среди сохранившихся, — типичный образец подмосковной резиденции знатного вельможи XVIII века. В то время это было загородное имение, отделанное специально для приемов, празднеств, многолюдных гуляний. Популярность усадьбы в XVIII веке была исключительно велика. Иногда, в дни особенно торжественных праздников, ее посещало до 25-30 тысяч человек одновременно. С начала XVI века и до революции усадьба принадлежала крупнейшим русским помещикам Шереметевым.
До наших дней сохранились главные строения Кускова – дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель; несколько прудов, каналов и регулярный парк – типичный образец садового искусства XVIII века. В создании ансамбля принимали участие крепостные архитекторы Ф. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин, известный московский архитектор К. Бланк, садовник А. Фохт, вольные и крепостные живописцы, резчики, позолотчики.
В залах дворца, сохранивших в основном свою первоначальную отделку и убранство, можно увидеть образцы художественной мебели, светильники, декоративную скульптуру и живопись, познакомиться с произведениями крепостных портретистов И. и Н. Аргуновых, с работами скульптора Ф. Шубина, увидеть уникальную коллекцию русских натюрмортов первой половины XVIII века, плафоны французских живописцев К. Легрена, Л. Лагрене и других.
В регулярном парке сохранена первоначальная планировка. В хорошем состоянии дошли до наших дней основные парковые сооружения. Это Голландский и Итальянский домики, павильоны Эрмитаж и Грот, Большая каменная оранжерея. В убранстве парка органично входит декоративная мраморная скульптура (свыше 60 статуй и бюстов) работы русских и итальянских мастеров XVIII века.
Основу коллекций керамики составили собрания русского фарфора А.В. Морозова и зарубежного Л.К. Зубалова. За годы существования музея они были значительно дополнены многочисленными образцами старинного фарфора и фаянса, обогащены советской художественной керамикой.
В настоящее время музей керамики в Кускове – единственный в стране специальный музей, в экспозиции и фондах которого сосредоточено свыше 18 000 произведений русского, советского и зарубежного фарфора, фаянса и стекла.
Широко и полно представлен русский фарфор: в музее собраны характерные изделия почти всех существовавших в России заводов. Большой интерес представляет коллекция советского фарфора 1920-х годов.
Здесь представлен китайский фарфор, первый европейский фарфор немецких заводов, редкие образцы английского, французского, венского и копенгагенского фарфора, фаянса Б. Палисси .
В Итальянском домике открыта постоянная выставка «Итальянская майолика и стекло XV – XVIII вв.», где представлены изделия православных центров итальянской художественной керамики: Урбино, Дернуты, Фаэнцы, Кастелли и Губбио.
Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское».
Коломенское – уникальный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, расположенный на территории площадью около 255 га в южной части Москвы, недалеко от центра.
Здесь открыты древнейшие неолитические поселения, а также поселения I-го тысячелетия до н.э., в том числе «Дьяково городище», давшее название археологической культуре. В недавнее время здесь же обнаружено древнерусское селище «Дьякова пойма» — одно из самых ранних на территории современной Москвы славянских поселений конца XI – начала XII в. археологические памятники располагаются в редкой по красоте местности, интересной также и в геологическом отношении. В оврагах Коломенского можно найти следы материкового оледенения – огромные валуны из песчаника под названием «Гусь» и «Девий камень», имевшие культовое значение для древних племен. В парках сохранились вековые дубы – свидетели происходивших здесь исторических событий.
Архитектурный ансамбль Государева двора – загородной царской резиденции, расположенной на высоком правом берегу реки Москвы, сохранил первоначальную планировку и неповторимый облик. Он включает подлинные шедевры русского зодчества. Среди них особенно выразителен один из первых каменных шатровых храмов в России – церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. согласно легенде, она возведена в честь рождения у Великого князя Московского Василия III сына Ивана – будущего первого русского царя Ивана Грозного. В 1917 году здесь была обретена икона «Богоматерь Державная». В 1994 году церковь была включена в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Недалеко от церкви Вознесения Господня расположен еще один памятник XVI в. – Георгиевская колокольня, а если пройти мимо Водовзводной башни XVII в и перейти Голосов, или Царский, овраг, то попадаешь на территорию уже не существующего села Дьякова. Там возвышается церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи середины XVI в. – прообраз храма Василия Блаженного на Красной площади.
В XVII в., при первых царях из династии Романовых, завершается оформление архитектурного ансамбля Государева двора, центром которого был деревянный дворец царя Алексея Михайловича.
В XVIII в. по указанию императрицы Екатерины II обветшавшие деревянные царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки построен новый дворец, впоследствии сильно разрушенный французами в войну 1812 года. В 1825 г. архитектор Е.Д. Тюрин полностью перестраивает Екатерининский дворец в стиле русского ампира, но и его разбирают в конце XIX в. от дворца сохранился построенный рядом павильон, предназначенный для приема гостей. В настоящее время в нем проводятся выставки.
В 1923 году на месте сохранившегося комплекса царской усадьбы был создан музей, основанный архитектором-реставратором П.Д. Барановским. Со временем музей превратился в крупнейший на территории Москвы государственный музей-заповедник с уникальным природным ландшафтом и архитектурными памятниками XVI-XIX вв. В одном из них, комплексе Дворцовых ворот, расположена основная композиция «Вехи истории Коломенского».
В XX в. на территории Коломенского из разных мест России были перевезены памятники деревянного зодчества: Башня Братского острога, Святые ворота Николо-Корельского монастыря, мемориальный Домик Петра I и хозяйственная постройка из села Преображенского. На заповедной территории установлены древняя половецкая скульптура XII в., межевой камень полоцкого князя Бориса того же времени и памятник-часовня в честь императора Александра II.
В 2005 году музей-заповедник «Коломенское» стал частью Московского объединенного музея-заповедника, включающего также «Лефортово» и «Люблино» — памятники архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII – XIX вв.
Коломна. Архитектурный комплекс коломенского кремля – важнейший историко-культурный памятник Коломны, сложившийся в XIV-XIX веках. Коломенский кремль занимает территорию 24 га и опоясан фрагментами крепостной стены и сохранившимися башнями. Возведенная в 1525-1531 гг. по проекту итальянских мастеров крепостная стена насчитывала первоначально 17 башен и имела протяженность 1938 метров. В настоящее время сохранилось 7 башен кремля, из которых наиболее значительные Маринкино, Грановитая и проездная Пятницкая. На территории кремля находится Соборная площадь – духовный центр города. Архитектурный облик площади составляют Успенский кафедральный собор, выстроенный по указу Дмитрия Донского в ознаменование побед русских войск над татаро-монголами на реке Воже и на Куликовом поле; шатровая колокольня – самая мощная звонница такого типа в Подмосковье, увенчанная восьмигранным шатром и тремя рядами слухов-окон; Тихвинский собор – зимний соборный храм Коломны, построенный на средства коломенских купцов Мещанинова и Тупицина; Троицкий Ново-Голутвин монастырь и школа. С севера Соборной площади открывается вид на замоскворецкие дали и на Бобренев Богородице-Рождественский монастырь, основанный участником Куликовской битвы князем Боброком Волынцем в знак благодарной памяти об этом событии. Среди самых древних построек коломенского кремля – примыкающая к Соборной площади с северо-востока Воскресенская церковь, в которой в 1366 году венчался князь Дмитрий Донской с Евдокией Суздальской, и церковь Николы Гостинного – один из первых кирпичных храмов на Руси. Часть памятников коломенского кремля расположена вдоль улицы Лажечникова – очного из самых живописных уголков крепости: Брусенский Успенский монастырь (XVI – XIX вв.), бывшее здание Городской управы (XIX в.) (ул. Лажечникова, 7), городские дворянские усадьбы XIX века.
Посад. Коломенский Посад примыкает к территории кремля с юго-востока и соединяется с ним Пятницкими воротами. Эту историческую часть города составили главным образом культовые и гражданские постройки XVII – XIX веков – периода расцвета Коломны как торгово-купеческого города.
Своеобразным символом посадской Коломны стала пятиярусная колокольня церкви апостола Иоанна Богослова (XIX в.), окруженная вместе с храмом торговыми рядами и возвышающаяся над всей старой частью города. Среди памятников коломенского Посада особенно выделяются Воскресенская церковь, называемая «Николой-на-Посаде» (XVIII в., ул. Посадская, 8),украшенная кирпичной резьбой, несколькими рядами кокошников и декоративными главками; Богоявленская церковь, выстроенная в XVII веке в бывшей Гончарской слободе, жители которой возводили стены коломенского кремля; Покровская церковь (1813) – памятник победы в Отечественной войне 1812 года; храм Никиты Мученика (ул. Посадская, 32) и так называемый «Дом воеводы» (Посадский пер., 13) – образцы московского посадского зодчества XVII века.
Коломенский Посад связан с именами многих коломенских литераторов, меценатов и благотворителей, чьи дома и усадьбы сохранились здесь до нашего времени: почетной гражданки М. Шевлягиной, купца-книгоиздателя Ф. Суранова, содержателя странноприимного дома для паломников Т. Щукина, земского врача Б. Брушлинского. На их домах сейчас установлены памятные доски. Особый интерес представляет улица Арбатская – коломенский Арбат. Часть построек на этой улице также украшена памятными досками, повествующими о значимых именах и событиях в истории Коломны.
Монастыри. В Коломне на сегодняшний день насчитывается 15 действующих храмов и 4 монастыря. Самый крупный из них – Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, расположенный на Соборной площади. Недавно Ново-Голутвин монастырь вновь стал резиденцией митрополита Коломенского и Крутицкого. Хорошо сохранился весь комплекс монастырских построек (XVII — XIX вв.), среди которых выделяются Троицкая церковь (XVII в.), выполненная в традиции русского барокко; Покровская-Сергиевская церковь (XVIII в.) – пример русской готической архитектуры; колокольня (XIX в.).Неподалеку от Ново-Голутвина монастыря, на улице Лажечникова, находится Брусенский Успенский женский монастырь, окруженный оградой с декоративными башнями работы знаменитого архитектора XVIII в. М.Ф. Казакова. Особого внимания заслуживает главный храм Брусенского монастыря – Успенский . Это один из немногих сохранившихся образцов русского храмового шатрового зодчества. Еще один Коломенский монастырь – Богородице-Рождественской Бобренев – стал символом победы русского народа над татаро-монгольским игом. Он основан в конце XIV века по обету князя Боброка Волынца, участника Куликовской битвы. Монастырь хорошо виден с Соборной площади и от Бобреневской переправы за Пятницкими воротами.На другом конце города, в устье рек Москвы и Оки, величественно раскинулся самый древний из коломенских монастырей – Старо-Голутвин Богоявленский. Он основан, по преданию, в 1347 году преподобным Сергием Радонежским и сыграл важную роль не только в истории Коломны, но и в политический и духовной жизни Руси. В настоящее время здесь размещается Коломенская духовная семинария. Все коломенские монастыри – действующие и в последнее время привлекают множество паломников.
Коломна художественная. Залы.Культурная жизнь Коломны разнообразна и насыщена, и наиболее ярко она проявлена в сфере художественного творчества. В Коломне работает Отделение Союза художников России, насчитывающее более 40 мастеров живописи и графики, Городское фотообъединение, Детская художественная школа, Школа народных ремесел. Коломна – излюбленное место для проведение пленэров учащихся ведущих художественных вузов России.
В последнее время в Коломне активно развивается выставочная деятельность. Здесь открыты три выставочных зала, Галерея современного искусства, экспонируется произведенная из фондов коломенских музеев.
Творчество местных художников представлено в культурном центре «Дом Озерова», Зале-музее на Посаде, выставочном зале Культурного центра «Лига».
Привозные выставки известных современных мастеров живописи, графики и фотографии экспонируется в Галерее современного искусства «Лига» — крупнейшей артгалерее Подмосковья. Здесь же находится и художественный салон – единственная в Коломне выставка-продажа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства местных мастеров, а также коллекция художественных постеров. Сменные художественные экспозиции представлены также в Краеведческом музее Коломны и в его филиале – Музее боевой славы.
Измайлово. Царская загородная резиденция «Измайлово» — историческая территория, недавно вошедшая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, созданного в 2005 г. Свое название усадьба получила в XV в. по имени первых владельцев – дворян Измайловых. Наиболее ранние письменные упоминания о подмосковном селе Измайлове относятся ко второй половине XVI в., когда оно было пожаловано царем Иваном Грозным своему родственнику, воеводе и дипломату Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. В 1654 году собственником боярской вотчины Измайлово с ее обширными землями стал царь Алексей Михайлович Романов. При нем на Измайловском острове возник величественный ансамбль Государева двора, а вокруг создана усадьба, которая поражала воображение современников разнообразными хозяйственными затеями. В Измайлове было 37 прудов, несколько садов с теплицами, где выращивали дыни, арбузы, грецкие орехи и финиковые пальмы; аптекарский огород, стекольный завод, птичьи дворы. Все это хозяйство обслуживали крестьяне, присланные в Измайлово. До наших дней сохранились четыре постройки XVII в.: Мостовая башня, Покровский собор, Передние и Задние въездные ворота Государева двора. После смерти царя Алексея Михайловича Измайлово приобрело черты традиционной загородной резиденции. В мае 1688 г. на Измайловском льняном дворе шестнадцатилетний Петр нашел старый английский ботик и повелел с тех пор именовать Измайлово «колыбелью российского флота».В 1849 г. на измайловском острове открылась созданная по воле императора Николая I богадельня для инвалидов Отечественной войны 1812 г. В Измайлове отмечались знаменательные события в истории Российского государства и церкви: 100 лет со дня рождения императора Александра I, 200-летие основания храма Покрова Богородицы и другие.После Октябрьской революции 1917 г. на Измайловском острове был устроен один из первых в Москве рабочих городков имени Н.Э.Баумана.
В настоящее время архитектурный комплекс XVII-XIX вв. не имеет единого владельца. В 2007 г. на территории Измайловского острова начал свою деятельность Московский государственный объединенный музей-заповедник.