Егорьевск
Город ткачей и старообрядцев
Егорьевск является административным центром района, расположенного в «треугольнике» между реками Москвой, Окой и Клязьмой. В старину город стоял на пересечении двух старинных торговых путей: Москва – Касимов и Коломна – Владимир.
Сложился город из группы сел вокруг села Высокое. В исторических документах Высокое также называют и Егорий-Высокий, впервые оно упоминается в духовной грамоте князя Василия II.
Иван Грозный в 1563 году передает Высоцкую вотчину вместе с селом московскому Чудову монастырю.
В Смутное время русские войска под командованием Д.М. Пожарского недалеко от села вступили в бой с отрядом польско-литовских интервентов и разбили его.
В 1778 году по указу императрицы Екатерины II село Высокое становится уездным городом Егорьевском Рязанской губернии.
Бедные песчаные почвы и удачное месторасположение города способствовали развитию торговли, а затем ремесленного и промышленного производства. Торговля велась преимущественно ярмарочная. Торговали хлебом, который привозили из южных уездов и Коломны и продавали купцам Ильинского Погоста, Павловского Посада и Орехова. Кроме того, торговали хмелем, кожами, деревянной посудой и разными ремесленными мелочами.
В XIX веке Егорьевск становится одним из центров старообрядчества.
Особенно интенсивное развитие города начинается с конца XIX века после постройки ветки железной дороги. Появляются новые дома, школы, гимназии. К этому времени в городе уже 36 фабрик и заводов. Егорьевск становится крупным текстильным центром. Этот период города связан с именем городского купца М.Н. Бардыгина, который с 1872 года занимал должность городского главы.
Несмотря на то что в городе не сохранилось зданий старше конца XIX века, Егорьевск имеет свое неповторимое лицо и архитектурное своеобразие. Сочетание фабричных башен, колоколен, соборных куполов сформировало самобытный, уютный, похожий на сказочный силуэт города.
Егорьевск был застроен по регулярному плану с прямоугольной сеткой кварталов, утвержденному в 1789 году.
Среди архитектурных достопримечательностей города можно выделить церковь Александра Невского с резными иконостасами, утварью, росписями. Она была построена в 1880-1890-х годах по инициативе Н.М. Бардыгина на средства города и прихожан. Свято-Троицкий девичий Мариинский монастырь создан на основе Мариинской женской общины и богадельни при Троицкой кладбищенской церкви в 1902 году. Монастырский комплекс также был построен по заказу и на средства фабриканта Бардыгина. От монастыря остались здания Троицкой церкви, богадельни, корпус келий, монастырская ограда с башнями, Святые ворота.
В Егорьевске издавна существовал старообрядческий храм-моленная во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Старообрядцы оспаривали у приверженцев новой веры право преемственности от древнего Георгиевского храма, стоявшего здесь прежде. В 1851 году постановлением Рязанского губернского правления храм был закрыт. На протяжении более чем 30 последующих лет местные старообрядцы не имели своего храма. В настоящее время в храме Великомученика Георгия ведутся реставрационные работы. Начато восстановление иконостаса. Предстоит восстановление разрушенной колокольни. С 1998 года при храме создана воскресная школа.
Есть в городе и другие интересные здания, например дом Никитиных-Хлудовых, учебный архитектурный комплекс в стиле модерн, в котором размещалось Механико-электротехническое училище пансионного режима. Сохранилась и усадьба М.Н. Бардыгина, перестроенная для него в 1904-1912 годах из бывшей усадьбы фабриканта Князева.
В городе работает Историко-художественный музей. Здесь представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX веков: северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжели. В 2007 году музей стал лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Технологии музейной экспозиции».
Павловский посад
Город шалей и платков
Уже более 200 лет Павловский Посад известен во всем мире как место традиционного народного художественного промысла по изготовлению шалей и платков с печатным авторским рисунком. Здесь производят шерстяные и полушерстяные изделия с ярким цветочным орнаментом на черном, вишневом, кремовом фонах.
С 1328 года эта местность известна как село Павлово, или Вохна. Вохной назывался большой район с несколькими селениями по берегам рек Вохонки и Клязьмы. Первое письменное упоминание о ней встречается в 1339 году в духовной грамоте князя Ивана Калиты.
После кончины Калиты земля перешла к его внуку князю Дмитрию Донскому. После победы в Куликовской битве в 1389 году в любимой вотчине князь построил первый храм в благодарность своему небесному покровителю Святому Великомученику Дмитрию Солунскому.
С 1556 года Вохна стала владениями Ивана IV, который в 1582 году подарил ее Троице-Сергиевой лавре. В 1764 году по указу Екатерины II земли были конфискованы в казну.
В середине XVIII века в Вохонской волости возникло кустарное ткачество, а к концу века – шелкоткатство. В 1795 году зажиточный крестьянин Иван Лабзин организовал производство платков и шалей с печатным рисунком. В 1855 году его потомки под маркой «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов» открыли крупную платочно-набивную фабрику.
В 1844 году село Павлово было объединено с соседними деревнями Дуброво, Захарово, Усово, Меленки и преобразовано в город Павловский Посад.
Строительство дороги в 1861 году послужило толчком для развития промышленности, особенно текстильной. Стало появляться все больше купеческих лавок и фабрик. К началу XX века в городе было 24 прядильных и ткацких предприятия.
После перехода Вохны во владение Троице-Сергиева монастыря увеличивалось количество деревень вокруг. Вохонская волость быстро росла и богатела, строилось множество церквей и новых приделов. На сегодняшний день в Павлово-Посадском районе сохранилось всего лишь 14 действующих православных храмов.
В советское время при реконструкции и застройке центральной части города были утрачены многие архитектурные памятники, в том числе пятиглавый Воскресенский собор. Он был построен в 1839 году на деньги местных купцов и промышленников на месте самого первого храма, возведенного еще Дмитрием Донским в конце XIV века и разрушенного литовцами в XVII веке в период Смутного времени. От грандиозного строения осталось только ампирная многоярусная колокольня с белокаменными декоративными деталями.
Восстанавливается Покровско-Васильевский мужской монастырь, построенный в 1874 году. Его основание связанно с именами фабрикантов Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова. Будучи людьми богатыми, они занимались благотворительностью. Их товарищество строило и содержало школы, богадельни, храмы. После смерти своего компаньона Лабзин построил на кладбище над могилами своей супруги и ее брата В.И. Грязнова двухэтажный храм. При храме образовалась женская община, в 1903 году преобразованная в монастырь. В 1920 году его закрыли, разрушили многие строения. В 1989 году Покровско-Васильевский храм вернули в лоно Церкви, а вскоре вновь учредили монастырь, но уже мужской.
Слава павлопосадских текстильщиков давно вышла за пределы нашей страны. В доме культуры при платочной фабрике основан Музей истории русского платка и шали по инициативе жителя города В.Ф. Шишенина. Основой фондов музея стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта XVIII-XX веков.
В краеведческом музее представлена история города, кустарных промыслов и текстильной промышленности. Здесь имеется коллекция шерстяных, шелковых, портьерных и парчовых тканей. В одном из залов создана экспозиция о жизни и творчестве народного артиста СССР В.В. Тихонова, уроженца этих мест.
Выставочный зал музея разместился в историческом здании, построенном в первой половине XIX века купцом Д.И. Широковым. Дом был передан его наследниками в дар Павловскому Посаду.