Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов — известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма — Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.
Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.
Экспозиции:
«Слово о полку Игореве». Созданное более 800 лет назад «Слово» и сегодня волнует нас не меньше чем тогда, когда его впервые услышали (или прочитали) наши далекие предки. «Слову» была уготована особая судьба. Оно не погибло в огне пожарищ золотоордынского ига и «Смутного времени», как многие русские летописи, книги иконы. Тревожное время соединило «Слово» с историей Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, который сохранил единственный рукописный список поэмы. Честь открытия «Слова о полку Игореве принадлежит Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744-1817) – блистательному вельможе екатерининского времени, коллекционеру письменных и вещественных памятников русской старины. Однако история открытия и по сей день остается загадкой. Осенью 1800 года вышло первое издание «Слова», а через 12 лет рукопись, хранившаяся в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе, погибла в пожаре, охватившем Москву во время отступления армии Наполеона. В Ярославль «Слово» вернулось во второй раз. В 1985 году в музее-заповеднике открылась единственная в России экспозиция «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской культуры», созданная при участии и поддержке Дмитрия Сергеевича Лихачева. В интерьерах архитектурных памятников XVI-XVII вв. где разместилась экспозиция, завораживает аура времени и прошлое становится настоящим. Мемориальные предметы, письма, документы, ставшее библиографической редкостью первое издание, дают возможность испытать удивительное чувство сопричастности к загадочной истории открытия, трагической судьбе рукописи, ее новому рождению и бессмертию. В экспозиции «Слова» используется мультимедийная, аудиовизуальная программа и электронный гид.
«Природа Ярославского края» — ведет свое начало от Ярославского Естественно-исторического музея, впервые показанного публике 12 января 1865 г. В экспозиции с максимальной полнотой представлен животный мир Ярославской области. Здесь можно увидеть как виды, встречающиеся в области сейчас, так и животных, обитавших в далекие геологические эпохи. Неизменное внимание посетителей привлекают диорамы: «Семья медведей» и «Семья волков»; «Побережье Рыбинского водохранилища» и «Лоси»; «Рысь» и другие. В них искусно воплощены сценки из жизни животных, подсмотренные в ярославских лесах.
На территории музея-заповедника с весны 1992 года поселилась дружелюбная, гостеприимная медведица Маша — символ города Ярославля.
«Иконы Ярославля XVI — XVIII веков» — подлинная энциклопедия русского искусства этого периода. “Золотой век” Ярославля – искусство XVII века — представлено блестяще исполненными уникальными иконами из самых известных посадских церквей города — Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и других. Они дают всеобъемлющее представление об одном из крупнейших художественных центров Русского государства — ярославской иконописной школе, прославившейся во второй половине XVII столетия. Искусство Нового времени — образы Великомученика Георгия, Иоанна Воина, Архангела Михаила со сценами жития, соединили в себе лучшие традиции ярославской средневековой иконописи и свежие веяния барочного стиля. Привлекают внимание своими размерами и пышной резьбой запрестольный крест-кружало конца XVII в. из церкви Богоявления и монументальная композиция «Распятие», выполненная под влиянием западноевропейской деревянной скульптуры.
«История Ярославского края». Основная часть экспонатов выставки – это предметы, обнаруженные в результате проведения первых масштабных археологических исследований на территории древнейшей части города, его исторического центра, с 2005 года охраняемой ЮНЕСКО. Раскопки проводились специалистами Института археологии РАН в 2004-2008 гг. За это время была исследована территория более 2000 кв.м., изучены слои X-XVIII веков, давшие богатый археологический материал и позволившие как доказать уже имевшиеся сведения, так и сделать научные открытия. Среди наиболее ярких экспонатов выставки – фрагменты двух стеклянных сирийских стаканов, датируемых второй половиной XII – началом XIII века; подвеска-змеевик, с двухсторонним рельефным изображением: с одной стороны христианский символ – Михаил Архангел, с другой языческий – Медуза Горгона; княжеские печати, перстни-печатки, ювелирные весы, гребешки в кожаных футлярах. Представление о ярославских ремеслах того времени дают многочисленные находки орудий труда ремесленников и готовые изделия (кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, кости, кожевенников). Большой интерес представляют шахматные фигурки, по разнообразию типов которых Ярославль не уступает таким городским центрам, как Новгород Великий и Москва. Также у Вас будет возможность посмотреть небольшой фильм о Ярославле XI-XIII вв. в формате 3D, который непрерывно демонстрируется в выставочном зале.
Выставка «ЯрмаНка» — посетив ее, вы не только увидите, какой была ярмарка много лет назад, но и сможете стать непосредственным участником этого действа: побывать в роли продавца, покупателя, зазывалы и многих других участников ярмарки, а некоторые предметы смогут оказаться в ваших руках. Безмены и гири, «роспись приданому» и кукла «нянька», коренушки и меры винные и многие другие исторические раритеты из фондов Ярославского музея можно увидеть на новой выставке.
Выставка «Трапеза по-ярославски». Экспонаты новой музейной выставки подробно расскажут, как готовили еду наши прапрабабушки, какой утварью пользовались на кухне, какие блюда предпочитали, как сервировали столы и какую при этом использовали посуду. На выставке представлены столовый текстиль и столовое серебро, парадная посуда из фарфора и повседневная кухонная утварь. Некоторые экспонаты – столовое серебро, например — впервые предстанет перед посетителями музея в столь полном объеме. Другие экспонаты выставки «Трапеза по-ярославски» расскажут, чем прославилась Ярославская губерния на всю Россию: о ростовском и борисоглебском луке, зеленом горошке из Поречья, знаменитой ростовской щуке и вятских огурчиках. Отдельная тема – рассказ о ярославцах, занявших своё заметное место в индустрии питания целой страны. Это и династия купцов Елисеевых (знаменитые елисеевские магазины), ведущих свой род от крепостного садовника графа Шереметева. И уроженец Мышкинского уезда Петр Смирнов, создатель знаменитой русской водки, поставщик двора Его Императорского Величества. Лучшие половые, лучшие трактирщики тоже были родом из Ярославского края. Об этом писал Владимир Гиляровский: «В старые времена половыми в трактирах были, главным образом, ярославцы — «ярославские водохлёбы»». Безусловно, пристрастие ярославцев «погонять чаи» также нашло отражение в экспозиции выставки – здесь накрыт стол для чаепития. Вызовут интерес и рецепты из старинных поваренных книг, а также сами дореволюционные книги и журналы с кулинарными советами.