Эрмитаж
«В один из дней 1766 года, заглянув в одну из кладовых Зимнего дворца, Екатерина II обратила внимание на картину Рубенса «Снятие со креста», перенесенную сюда из комнат Елизаветы Петровны после ее смерти. Долго стояла императрица. Любуясь изображением, а когда оторвалась от полотна, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею». Это только легенда. Действительные причины создания эрмитажной галереи были иные, более глубокие, не личные, а государственные. Считая себя прямой политической наследницей Петра I, Екатерина небезуспешно пыталась доказать Европе, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации любое европейское государство. Поэтому создание собственной картинной галереи становилось делом политическим. Дипломаты В.С. Долгорукий, И.И. Шувалов, Д.А. Голицын и другие приобретают для Эрмитажа на европейских аукционах целые коллекции. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла первая крупная партия картин берлинского купца Гоцковского, приобретенная Долгоруким. С тех пор коллекции Эрмитажа постоянно пополняются.
Меншиковский дворец
В сооружении и украшении дворца Александра Меншикова, фаворита Петра I, участвовали практически все приезжие звезды: Фонтана, Трезини, Маттарнови, Растрелли, Леблон. Сохранились апартаменты второго этажа, отделанные голландским кафелем или персидским орехом; когда дворец стал музеем, сюда частично вернулась подлинная обстановка – предметы, конфискованные у светлейшего князя в1727году, после смерти императрицы Екатерины I. Эрмитажные шпалеры, скульптура, мебель, живопись дополняют роскошный – по меркам начала XVIII века – интерьер.
Русский музей
Исторические интерьеры Карла Росси сохранены в главном вестибюле и Белом зале на втором этаже Михайловского дворца. А прочее перестроено и приспособлено для экспозиции старейшего музея русского искусства еще вначале ХХ века. Самый беглый осмотр собрания – пара минут на каждый зал, от домонгольской иконы «Ангел Златые власы» до Малевича и Филонова, – занимает в итоге часа три. Эффектны два пурпурных Академических зала, с«Последним днем Помпеи» Брюллова и«Девятым валом» Айвазовского, великолепен зал портретов второй половины XVIII века –со стенами
серо-голубого цвета и позолоченными панелями. Далее экспозиция переходит во Флигель Росси и Корпус Бенуа, где находится искусство второй половины XIX– начала ХХ века: в частности, четыре зала Репина с наиболее известными и масштабными его полотнами («Бурлаки на Волге», «Запорожцы», 9-метровое «Заседание Государственного совета») и два зала аристократических портретов Серова. Собрание русского авангарда и протоавангарда (второй этаж Корпуса Бенуа) считается крупнейшим в мире. Коллекции Русского музея демонстрируются и в его филиалах: в Мраморном и Cтрогановском дворцах, в Инженерном замке.
Инженерный (Михайловский) замок
В замке, где всего 40дней прожил и был убит заговорщиками император Павел I, практически не сохранились оригинальные интерьеры, созданные по проектам Бренны и Росси, почитавшиеся чудом роскоши и вкуса. Убранство лишь частично реконструировано после того, как замок передали Русскому музею, – реконструкция продолжается до сих пор. Залы используются для временных экспозиций Русского музея, постоянна только выставка русского искусства второй половины XVIII– начала XIX века: картины на сюжеты классической мифологии, копии Рафаэляи Веронезе.
Мраморный дворец
О прежней отделке архитектора Ринальди напоминают лишь Мраморный зал и парадная лестница, остальное за ХХ век полностью преобразилось. Здесь находится принадлежащее Русскому музею собрание России (произведения иностранных мастеров, работавших в России в XVIII– начале ХIХ века) и две замечательные частные коллекции, подаренные Русскому музею. Это европейские и американские авторы второй половины ХХ века из собрания шоколадного короля Петера Людвига (современное искусство банковского формата), а также живопись, графика, мебель XVIII – начала ХХ века – коллекция реставраторов братьев-близнецов Ржевских, представителей исчезнувшей ныне породы собирателей, один из которых передал музею все после смерти брата.
Строгановский дворец
Дворец представляет интерес прежде всего реставрированными и реконструированными интерьерами. Оригинальным растреллиевским является только Большой (Танцевальный) зал с большим живописным барочным плафоном. Остальное восстановлено по эскизам, чтобы в итоге выглядеть так, как это было вначале XIX века, после перестройки дворца Андреем Воронихиным, бывшим крепостным графов Строгановых. Залы отданы постоянной выставке декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея (пока открыта ее первая часть, представляющая фарфор Завода Гарднера) и семейных реликвий рода Строгановых.
Музей Академии художеств
Первый этаж так называемого «циркуля», обхода вокруг внутреннего двора, где находится коллекция гипсов, часто закрыт. Открыт второй, с образцовыми ученическими и дипломными работами студентов всех поколений академии, начиная с XVIII века. Из позднеклассического круглого конференц-зала можно попасть в залы копий: Тициановский, получивший имя по репродукции с ныне погибшей картины Тициана, и Рафаэлевский, с полномасштабными копиями с танцев, среди которых лучшая – «Афинская школа» в исполнении Брюллова.
Музей городской скульптуры
Основная экспозиция музея – Некрополь Александро-Невской лавры. Заворотами налево – Лазаревское кладбище, или Некрополь XVIII века, где погребены Ломоносов, Державин, Фонвизин и почти вся великая русская архитектура: Росси, Кваренги, Захаров, Тома де Томон, Воронихин. Надгробия – великая русская скульптура – исполнены Мартосом, Козловским, Гордеевым. По-своему впечатляет простая мраморная плита у северной стены с краткой надписью «Здесь лежит Суворов». Прямо по курсу – Благовещенская усыпальница, старейший каменный храм Петербурга, приют праху царских родственников и родовитейших вельмож. Напротив Лазаревского – Тихвинское кладбище, или Некрополь мастеров искусств. Здесь вся великая русская музыка, а также другие выдающиеся личности, кто не оказалсяна Лазаревском: Карамзин, Крылов, Достоевский, художники Иванов, Федотов, Кустодиев.
Спас на Крови (церковь Воскресения Христова)
Храм-памятник на месте убийства императора Александра II террористамииз «Народной воли» внешне воспроизводит черты русской архитектуры XVI—XVII веков, в особенности – московского Покровского собора (Василия Блаженного). Внутреннее убранство: золотые мозаики, итальянский цветной мрамор на полу, яшма, порфири орлец, из которых вырезаны массивные иконостасы в византийском стиле, – все это больше поражает, чем вдохновляет. Сюжеты мозаик пересказывают экскурсоводы.
Дворец Шереметьева
Так называемый Фонтанный дом, – замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия.В настоящее время на территории Дворца Шереметьевых располагаются два музея: музей музыкальных инструментов (более трёх тысяч экспонатов) в одном из помещений самого дворца, и Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой во флигеле. Помимо этого во Дворце имеется экспозиция, рассказывающая об истории семьи Шереметьевых.
Юсуповский дворец
Уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. Биография дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. И стал центром ее профессионального и творческого общения. Благодаря этому Юсуповский дворец не эксплуатировался столь варварски и бездумно как другие «памятники дворянского быта» и его парадные и приватные залы дожили до наших дней. В наши дни Юсуповский дворец интересен как своеобразный « памятник дворянского быта». Особняк, где без малого столетие протекала жизнь одного из самых знатных и состоятельных аристократических семейств России. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрожденные трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.