Дом Бубыря
Этот памятник северного модерна привлекает внимание причудливой асимметрией фасада и обилием анималистических мотивов: здесь и совы, и нахохлившиеся пеликаны, и дикобразы, и глазастые рыбы. Дом вышел так хорош, что архитектор Бубырь приобрел его для себя и устроил в нем свою проектную мастерскую.
Дом графа Михаила Толстого
В сложную планировку доходного дома графа Толстого включена анфилада из трех соединенных арками проходных дворов, которая с улицы Рубинштейна выводит на набережную реки Фонтанки. В этой анфиладе, напоминающей лондонскую улочку, снимались некоторые сцены советского “Шерлока Холмса”.
Дом Капустина
Программное творение архитектора Бубыря неподалеку от Египетского моста. Эркеры, балконы, разнокалиберные окна, многоугольник крыши, темный гранит и светлая штукатурка – разнообразие и строгость северного модерна.
“Дом книги”
Строго говоря, жилым этот дом не был: он сооружен для представительства знаменитой фабрики “Зингер”, главного поставщика швейных машинок в Россию. Зато это один из немногих образцов стиля модерн на Невском проспекте. В строительстве использованы железобетонные каркасы – новейшее на тот момент достижение инженерной мысли позволило Сюзору украсить дом огромными окнами и коническим стеклянным куполом с глобусом. В 1920-х в здании разместился книжный универмаг, а на шестом этаже – Госиздат. Редакцию детской литературы возглавлял Самуил Маршак, его сотрудниками были Хармс, Заболоцкий, Зощенко, Шварц. Совсем недавно магазин “Дом книги” переехал ближе к Аничковому мосту, в дом № 62 по Невскому. Что будет в просторных сюзоровских залах, пока неясно.
Дом Колобовых
Четыре пятиэтажных корпуса, соединенных крытыми галереями. Густая не обарочная лепнина, башни. Разными фасадами этот доходный дом выходит сразу натри улицы – Ленина, Малую Пушкарскую и Пушкарский переулок.
Дом Лидваля
Шведский подданный Федор Лидваль возвел дом вначале Каменноостровского проспекта по заказу своей матери, вдовы придворного портного. Здание – один из первых образцов северного модерна в городе – задало тон всей последующей застройки Петроградской стороны. Асимметричная композиция, открытый двор-курдонер, окна и балконы различных форм, сочетание камня и штукатурки в отделке фасадов, рельефные изображения зверей и птиц. Сам архитектор жил в этом доме вплоть до1918года, пока не уехал в Стокгольм.
Дом Мурузи
Доходный дом в мавританском стиле заказал князь Александр Мурузи, потомок турецкого верноподданного, казненного за шпионаж в пользу России. Сохранилась квартира князя, в отделке – все те же мотивы восточной экзотики. Здание стало очагом культурной жизни XX века. Здесь жили Зинаида Гиппиус и ее муж Дмитрий Мережковский; в своем салоне они принимали Блока, Белого, Есенина. В 1920-х в доме устроил литературную студию “Дом поэтов” Николай Гумилев. И, по удивительному стечению обстоятельств, с середины века до 1972 года (до эмиграции) именно тут занимал “полторы комнаты” в коммуналке Иосиф Бродский.
Дом Первого Российского страхового общества
Гигантский, занимающий целый квартал доходный дом известен разветвленной системой проходных дворов и именитыми жильцами. Здесь жили композитор Дмитрий Шостакович и видные партийные деятели: Сергей Киров (в его музее-квартире – интереснейшая экспозиция о Ленинграде 1930-х), Григорий Зиновьев, жертвы “Ленинградского дела” Алексей Кузнецов и Петр Попков.
Дом политкаторжан
Дом в стиле конструктивизма построен для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев – жертв политических преследований в царской России. Дом-коммуна был оборудован по последнему слову техники, здесь позаботились о комфорте жильцов: прачечная, столовая-ресторан, клуб, магазин, редкая по тем временам горячая вода, детский сад. Однако общество закрыли уже в 1935 году, ав1937-м жильцов вновь подвергли репрессиям: 132семьи выселили из Дома политкаторжан, взрослых арестовали, дети попали в детские дома.
Дом Ратькова-Рожнова
Огромный доходный дом построен для Василия Ратькова-Рожнова, удачливого коммерсанта начала XX века. На четырехэтажной арке, соединяющей два корпуса дома, можно видеть изображения пароходов, топоров, пшеничных колосьев – Ратьков-Рожнов занимался и морским транспортом, и торговлей лесом и зерном.
“Дом сбашнями” (Дом Розенштейна)
Высотная доминанта Большого проспекта Петроградской стороны и площади Льва Толстого. Дом примечателен неожиданным сочетанием ренессансной и готической архитектуры. Сейчас здание занимает театр “Русская антреприза” имени А. А. Миронова.
Дом “Слеза социализма”
“Дом-коммуна для инженеров и писателей” стал первым жилым домом для пожелавших “обобществить быт” ленинградцев. В скромном здании в стиле раннего конструктивизма было 52 квартиры, столовая, общие комнаты отдыха, детский сад. Однако вскоре неудобство коллективного быта стало очевидно: дом стали именовать не иначе как “Слеза социализма”. Одной из жительниц коммуны была писательница Ольга Берггольц – об этом свидетельствует мемориальная доска на доме.
Дома Маркова
В архитектуре доходных домов военного инженера Маркова отразились черты перехода от модерна к ретроспективизму: оба здания являют собой изящную стилизацию в духе итальянских ренессансных палаццо.